главная  
 
живопись
 
  графика  
 
  публикации  
 
  выставки  
 
  биография
 

"Краски Виктора Казарина"     О. Костромина


Дать свое имя новому направлению в живописи - такое случается у художников не так уж часто. Тем более, в советском искусстве, где до недавних пор процветало творческое однообразие одного метода - соцреализма. Вот почему неоспоримы заслуги Виктора Казарина, которого называют «отцом» отечественного неоэкспрессионизма.

Впрочем, искусствоведческие термины - дело специалистов. Практика же показывает, что картины Виктора доступны пониманию и людей, далеких от живописи, - в этом феномен его таланта. Как же происходит таинство искусства? Образно говоря, Виктор и его последователи держат на кончике кисти вдохновение, рожденное эмоциональным восприятием жизни. Вот почему так ярки, выразительны, подвижны краски их картин. Стремясь запечатлеть мимолетность чувств, художники работают легко, свободно, раскрепощенно, и вот уже из хаоса цветовых линий проступает на холсте образ - легкий, воздушный, притягательный. Этот праздник творчества, кажется, доступен всем. И все же простота эта кажущаяся, за ней - годы упорного труда, тернистый путь к совершенству.

- Прежде, чем придумать что-то новое, надо овладеть всей культурой искусства, - говорит В. Казарин. - Я начал не с пустого места, а использовал в поиске своего метода достижения Кандинского, Малевича, Матисса, Ван Гога, Пикассо. Теперь наставляю своих учеников - стремитесь найти что-то свое, не повторяйте уже достигнутое.

Есть и еще одно имя, с которым нередко сравнивают творчество Казарина, Анатолий Зверев. По признанию Виктора, они оказались родственными Душами - на многие вещи смотрели похоже. И не случайно Казарин называет своего друга-художника, так и не получившего признания при жизни, своим предтечей. Если же говорить об отличиях живописи, то можно сказать что картины Зверева - более камерные, лиричные, в них больше реальности, чем в монументальных, бушующих красками холстах Казарина.

Работы Виктора притягивают тем, что несут в себе всю гамму чувств и настроений, которыми только и жив человек.

Сопричастность происходящего помогает ощутить мир не через привычные стереотипы, но познать его при помощи красок. Вот большой неуклюжий серый птенец, взмывший в яркое весеннее небо, - это похоже на яростное желание любви тех, кого обделила судьба на карнавале жизни. Пустынный пейзаж с огромными черными тенями на желтом песке - тоска по человеческому несовершенству. Кораблик, весело качающийся на волнах в свете разноцветны)! огней фейерверка, - возможно, такова радость, которую испытывает человек при малейшем проблеске надежды...

Жаль, но имя Виктора больше говорит зарубежным зрителям, чем нашим. Если составить географический перечень стран, где хранятся его работы, то получится целый материк.

Работоспособность художника поражает: автору чуть за сорок, а на его счету несколько десятков тысяч работ, в том числе графика и акварели. Только Манеж смог бы вместить все это богатство. Мечтой об этом живет сегодня художник, сумевший зажечь на небосклоне современного искусства свою звезду.
1990




главная  
 
живопись
 
  графика  
 
  публикации  
 
  выставки  
 
  биография