главная  
 
живопись
 
  графика  
 
  публикации  
 
  выставки  
 
  биография
 

Газета "Новая жизнь" На "экскурсии" были О. Сулимова фото С Щипков




И влюбился в этот край

Приехав один раз, многие возвращаются в Ферапонтово снова и снова. Так получилось и с семьей художников Казариных, Лидией Андреевной и Виктором Семеновичем.

- Когда учились в институте, муж с художниками приезжал сюда, - рассказывает Лидия Андреевна. Увидел эти места, озера, эту голубизну, людей, таких искренних, непосредственных, как дети, и просто влюбился в этот край.

Потом, уже поженившись, приезжали сюда порыбачить, порисовать. Жили у бабулек, в гостинице. Виктор - художник авангардного плана, тогда ничего ни продать, ни выставить нельзя было, а я преподавала рисование в школе... А около 1989 года у Виктора стали очень активно покупать картины, и у нас первый раз появились деньги. И вот когда мы приехали в Ферапонтово, здесь как раз развалился мост через речку Паску. А перед этим Виктор подарил музею свои картины, но их никто не воспринял, не оценил, искусство его еще здесь не поняли. Что бы такое сделать, что было бы понятно всем людям? И мы решили деньги отдать на мост. А потом уже одна бабулька подсказала: «Купите дом». И вот уже 15 лет мы приезжаем сюда на лето.


ДОМ? МУЗЕЙ?

Поднимаемся по ступеням. Пока Виктор Семенович на рыбалке, Лидия Андреевна, словно экскурсовод, ведет нас по дому. Можно с полной уверенностью сказать, что это своеобразный музей. Вдоль бревенчатых стен - старинные вещи: вот, словно на смотре, выстроились руки в боки самовары, висят старинные безмены, замки, подставка для лучины, а вот и тяжелые утюги, в которые раньше засыпали горячие угли. Рядышком изделия из бересты. «Тёплые очень, - говорит Лидия Андреевна, - чувствуется тепло рук, которыми они выполнены, и тепло самого дерева». А вот чунки, ожидающие зимы. Есть вещи, которые остались на память о ферапонтовских друзьях, тех, кто уже умер.

- Местные жители, зная, что мы любим старинные вещи, стали приносить кое-что из старых домов, а что-то и здесь, в нашем доме, мы нашли, когда стали его обживать. Вот так и насобиралось потихоньку много чего. Заодно изучаем и культуру северного народа, и в то же время мы и пишем, ставим натюрморты на эти предметы. Да и просто полюбоваться - глаз не отвести...


В СВЯТАЯ СВЯТЫХ - МАСТЕРСКОЙ

Мы переступили порог и... Словно лицо, смотрит на нас с картин живое творческое вдохновение, Мы в мастерской Лидии Андреевны, Светло, спокойно и очень по-домашнему. - Здесь я пишу маслом, - говорит она, - Натюрморты (часики, самовар), пейзажи... Но стремлюсь фотографично писать, хочу найди художественный образ, состояние. Ведь картина - это то, как художник воспринимает мир, все пропущено через настроение, чувства...

Лидия Андреевна пишет для души. И чтобы уровень не терять. Ведь чтобы учить рисовать других (зимой она работает в студии в Москве), надо уметь рисовать са мой. Кроме ее работ в мастерской и работы мужа: но если у нее - более реалистичные, то у него - полуабстрактные.

И вот мы уже на пути к мастерской Виктора Семеновича. Стол, заставленный баночками с красками, в углу - стул для натурщика и много-много работ. На них и корабль, и разъяренный бык, и ворона, и кошки... - У него сейчас новая серия пошла, экспериментирует постоянно, - рассказывает Лидия Андреевна. - Он пока сидит на рыбалке, наблюдает, мечтает, фантазирует, потом приходит и пишет. Работы Виктора Семеновича - во многих странах Европы, в одной Германии их около тысячи. Много у него и портретов местных жителей, но об этом расскажет сам художник, вернувшийся с рыбалки.


Село в лицах

- Человек здесь во-первых, крестьянин, - говорит Виктор Семенович. - Когда я сюда приехал, люди удивили меня своей честностью. Так, например, вместо замка палочку к двери приставляли. Сейчас много изменилось. Но здесь, в Ферапонтове, остались люди, которых смены, реформы не коснулись. Они сами внутри себя реформаторы. Благодаря этому краю я понял: есть что русскому человеку защищать. В Москве все чужие, а здесь - родные. Каждый неповторим. Ведь можно писать целые рассказы о семьях. Но нет сейчас такого писателя, как Шукшин. А хорошо, если бы он здесь появился, тогда создал бы образ ферапонтовских жителей.

Сам Виктор Семенович в своих работах через портрет человека рисует природу края, погоду. Это отражается и в технике письма: точки - словно листья, штрихи - трава... Так, например, портрет Анатолия Бурова. «Рисуя его, рисую озера через голубые глаза, храмы...» - говорит Виктор Семенович.

Несколько лет назад в ферапонтовском монастыре проходила выставка работ Казариных, где были представлены пейзажи Лидии Андреевны и портреты местных жителей, написанные Виктором Семеновичем. Хотели сделать выставку с фотографиями, чтобы сравнить человека на фото с портретом. Но не получилось.

Виктор Семенович признался, что не каждый портрет сразу удается. - Иногда одного человека несколько лет рисуешь, и только потом, когда глубоко поймешь его душу, его самого, получится и портрет. И хоть чужая душа - потемки, все же думается, что Виктор Семенович и Лидия Андреевна узнали многое о русском человеке, о русской душе именно здесь, в Ферапонтове.





главная  
 
живопись
 
  графика  
 
  публикации  
 
  выставки  
 
  биография