|
Газета "Новая жизнь"
На "экскурсии" были О. Сулимова фото С Щипков
И влюбился в этот край
Приехав один раз, многие возвращаются в Ферапонтово снова и снова. Так получилось и с семьей художников Казариных, Лидией Андреевной и Виктором Семеновичем.
- Когда учились в институте, муж с художниками приезжал сюда, - рассказывает Лидия Андреевна. Увидел эти места, озера, эту голубизну, людей, таких искренних, непосредственных, как дети, и просто влюбился в этот край.
Потом, уже поженившись, приезжали сюда порыбачить, порисовать.
Жили у бабулек, в гостинице. Виктор - художник авангардного плана, тогда ничего ни продать, ни выставить нельзя было, а я преподавала рисование в школе...
А около 1989 года у Виктора стали очень активно покупать картины, и у нас первый раз появились деньги. И вот когда мы приехали в Ферапонтово, здесь как раз развалился мост через речку Паску. А перед этим Виктор подарил музею свои картины, но их никто не воспринял, не оценил, искусство его еще здесь не поняли. Что бы такое сделать, что было бы понятно всем людям?
И мы решили деньги отдать на мост.
А потом уже одна бабулька подсказала: «Купите дом». И вот уже 15 лет мы приезжаем сюда на лето.
ДОМ? МУЗЕЙ?
Поднимаемся по ступеням.
Пока Виктор Семенович на рыбалке, Лидия Андреевна, словно экскурсовод, ведет нас по дому. Можно с полной уверенностью сказать, что это своеобразный музей.
Вдоль бревенчатых стен - старинные вещи: вот, словно на смотре, выстроились руки в боки самовары, висят старинные безмены, замки, подставка для лучины, а вот и тяжелые утюги, в которые раньше засыпали горячие угли. Рядышком изделия из бересты. «Тёплые очень, - говорит Лидия Андреевна, - чувствуется тепло рук, которыми они выполнены, и тепло самого
дерева». А вот чунки, ожидающие зимы. Есть вещи, которые остались на память о ферапонтовских друзьях, тех, кто уже умер.
- Местные жители, зная, что мы любим старинные вещи, стали приносить кое-что из старых домов, а что-то и здесь, в нашем доме, мы нашли, когда стали его обживать. Вот так и насобиралось потихоньку много чего. Заодно изучаем и культуру северного народа, и в то же время мы и пишем, ставим натюрморты на эти предметы. Да и просто полюбоваться - глаз не отвести...
В СВЯТАЯ СВЯТЫХ - МАСТЕРСКОЙ
Мы переступили порог и... Словно лицо, смотрит на нас с картин живое творческое вдохновение, Мы в мастерской Лидии Андреевны, Светло, спокойно и очень по-домашнему.
- Здесь я пишу маслом, - говорит она, - Натюрморты (часики, самовар), пейзажи... Но стремлюсь
фотографично писать, хочу найди художественный образ, состояние.
Ведь картина - это то, как художник воспринимает мир, все пропущено через настроение, чувства...
Лидия Андреевна пишет для души. И чтобы уровень не терять.
Ведь чтобы учить рисовать других (зимой она работает в студии в Москве), надо уметь рисовать са
мой. Кроме ее работ в мастерской и работы мужа: но если у нее - более реалистичные, то у него - полуабстрактные.
И вот мы уже на пути к мастерской Виктора Семеновича.
Стол, заставленный баночками с красками, в углу - стул для натурщика и много-много работ. На
них и корабль, и разъяренный бык, и ворона, и кошки...
- У него сейчас новая серия пошла, экспериментирует постоянно, - рассказывает Лидия Андреевна. - Он пока сидит на рыбалке, наблюдает, мечтает, фантазирует, потом приходит и пишет.
Работы Виктора Семеновича - во многих странах Европы, в одной Германии их около тысячи.
Много у него и портретов местных жителей, но об этом расскажет сам художник, вернувшийся с рыбалки.
Село в лицах
- Человек здесь во-первых, крестьянин, - говорит Виктор Семенович. - Когда я сюда приехал, люди удивили меня своей честностью.
Так, например, вместо замка палочку к двери приставляли. Сейчас много изменилось. Но здесь, в Ферапонтове, остались люди, которых смены, реформы не коснулись. Они сами внутри себя реформаторы.
Благодаря этому краю я понял: есть что русскому человеку защищать.
В Москве все чужие, а здесь - родные. Каждый неповторим. Ведь можно писать целые рассказы о
семьях. Но нет сейчас такого писателя, как Шукшин. А хорошо, если бы он здесь появился, тогда создал бы образ ферапонтовских жителей.
Сам Виктор Семенович в своих работах через портрет человека рисует природу края, погоду. Это отражается и в технике письма: точки - словно листья, штрихи - трава... Так, например, портрет Анатолия Бурова. «Рисуя его, рисую озера через голубые глаза, храмы...» - говорит Виктор Семенович.
Несколько лет назад в ферапонтовском монастыре проходила выставка работ Казариных, где были представлены пейзажи Лидии Андреевны и портреты местных жителей,
написанные Виктором Семеновичем.
Хотели сделать выставку с фотографиями, чтобы сравнить человека на
фото с портретом. Но не получилось.
Виктор Семенович признался, что не каждый портрет сразу удается.
- Иногда одного человека несколько лет рисуешь, и только потом, когда глубоко поймешь его душу, его самого, получится и портрет.
И хоть чужая душа - потемки, все же думается, что Виктор Семенович и Лидия Андреевна узнали многое о русском человеке, о русской душе именно здесь, в Ферапонтове.
|
|