главная  
 
живопись
 
  графика  
 
  публикации  
 
  выставки  
 
  биография
 

`

Книга отзывов. К ней — очередь. Карандаш «пищит» от напряжения. Следующий. Только что писавшая девушка рванулась к выходу. Споткнулась обо что-то невидимое. Замерла. Осталась...

Это «Лабиринт», Выставка. современного искусства, расположенная в Московском дворце молодежи. В ней принимают участие более двадцати объединений и групп московских художников различных направлений, представлено около пятисот работ всевозможных жанров.

«А Леннон, Леннона вы видели?!» — восторженно делится своими впечатлениями девушка, только что исписавшая целую страницу в книге отзывов. Она подводит меня к холсту В, Казарина; сквозь извивающийся, пересекающийся хаос линий и цветов на меня вдруг, словно сквозь кровавую пелену, буквально прорывается тоже какой-то кровоточащий взгляд Джона Леннона.


«Лабиринт» не похож на другие московские выставки. Появляются одни картины, другие в процессе экспонирования «уходят» к зрителям в Париже, Саппоро, Финляндии, Италии. Состав объединений меняется как в живом организме, некоторые группы успевают даже рас- пасться, «Молот», «Cкитальцы», «Ротфронт», «Чемпионы мира», «Арбатр». «Центр», «Периферия» — сами собой напрашиваются аналогий с рок-фестивалями, Но индивидуальность, неповторимость отдельных авторов, пусть заключенных в рамки группы, очевидна. Почти каждое объединение представляет то или иное точение, Соц-арт, концептуализм, абстракционизм, примитивизм и даже стробизм (пусть искушенный читатель не ищет этого термина в справочниках по искусству — это открытие группы «Арбатр»), основанный на том, что «у человека два глаза и каждый глаз видит один и тот же предмет по-своему», словом, от реализма до «крутейшего» авангардизма — таков диапазон направлений, представленных в «Лабиринте».

«Что объединяет большинство работ, представленных на выставке?» — спрашиваю я у искушенного в модернизме Виталия Поцюкова, искусствоведа, заведующего отделом Межсоюзного дома народного творчества. «На мой взгляд, постмодернизм. То направление, которое включает в себя всевозможные течения и школы. Человечество в своем рывке вперед приблизилось к той черте, когда необходимо оглянуться назад, переосмыслить то, что быпо накоплено homo sapiens за несколько тысячелетий существования, Именно поэтому в современном изобразительном искусстве как на Западе, так и у нас, широко распространен метод цитирования, когда в одном произведении сталкиваются и сосуществуют совершенно разно полярные пластические системы, и таких примеров на нашей выставке предостаточно».

Выставка во Дворце молодежи не терпит людей нетворческих, будь то художник или зритель. Поэтому без раздражения воспринимаются «художества» посетителей на рекламных плакатах при входе. Возмущаться стали только тогда, когда зрительское воображение разыгралось до такой степени, что они стали вносить собственные поправки в картины.

Организаторов экспозиции и искусствоведов беспокоит другое. Выставка почти в полном составе приглашена в ряд зарубежных стран, и скорее всего на запланированном после этого аукционе большинство работ найдет своих новых владельцев. Картины, еще не став частью национальной культуры, разойдутся по зарубежным галереям и частным коллекциям. И кто знает, не придется ли нам потом собирать их по крохам, как утраченный пласт искусства 20-х годов?

Современное нетрадиционное искусство стало явлением сегодняшней социальной и художественной жизни, всколыхнувшим небывалый интерес за рубежом, в чем можно было убедиться на аукционе Сотбис. Необходимо прийти на помощь этому искусству, способствуя создано института критики, сети галерей и проведению более глубокой выставочной политики.

Андрей СОБОЛЕВ
Фото БОГДАНОВА






главная  
 
живопись
 
  графика  
 
  публикации  
 
  выставки  
 
  биография