главная  
 
живопись
 
  графика  
 
  публикации  
 
  выставки  
 
  биография
 

` Невыразимо прекрасна белая ночь. Она переполняет душу. В призрачном свете застыли прекрасные головки цветов на лугу. Незыблемы стены древнего монастыря, хранящие великие фрески. Замерла озерная гладь. Лишь туман, ворочаясь, клубится над водой. В такую ночь не заснутъ.



"Он выражает свободу души"
ТАК—ГОВОРЯТ НА ЗАПАДЕ О ХУДОЖНИКЕ ВИКТОРЕ КАЗАРИНЕ



Мы засиделись с художником Виктором Казариным.` Я приехал к нему в Ферапонтово по делу. А дело таково: в прошлом году он подарил местному совхозу шестьдесят тысяч рублей — для ремонта пришедшего в ветхость моста, ведущего к монастырю. -Газеты тогда писали о патриотическом и благородном поступке художника. Но прошел год, с мостом ничего не` сделано, а подаренные деньги как в воду канули. Увы; подобное вполне характерно для наших нравов, нынешней безответственности и неразберихи, и газета «Русский Север» к этой теме еще вернется... — Полуразрушенный мост к храму – в этом есть нечто символическое…

Но в эту ночь, начав разговор со злополучного моста, мы перешли на другое — на творчество. Виктор Семенович откровенно рассказывал мне о своей творческой судьбе, ее парадоксах.

А парадоксы эти удивительны, впрочем, они тоже весьма характерны... Судите: сами. До сих пор ни одна. картинная галерея в нашей стране, даже провинциальная, не -приобрела о ни единой работы художника. Но на Западе куплено примерно три тысячи работ Виктора Казарина. Его живопись имеется в пятидесяти с лишком странах мира. В том числе в картинных галереях более чем у тридцати стран. Но оставим парадоксы, расскажу о конкретных обстоятельствах его жизни. Родился » Москве, в К рабочей семье, в 1948 г. С пятнадцати лет работал заводе шлифовальщиком. Одновременно занимался в изостудии. Первый — реалисты, а Виктор Казарин — экспрессионист.

О почему сенсация? И в чем его искусство? Кто предшественники и учителя Виктора Казарина?

Как известно, экспрессионизм (от латинского — выражение) возник как художественное направление в середине 1900—20 годов и развивался параллельно с другими течениями авангардизма. Экспрессионисты протестовали против подавления личности и цивилизацией и социальными установками, и революциями. Они провозглашали: цель личности — в свободе и обостренном самовыражении («экспрессии»). Увы! — их предчувствия сбывались — предстоял еще долгий путь через неслыханные ужасы и катаклизмы ХХ века... В нашей стране с введением сталинской кровавой — деспотии был утвержден единственный метод — соцреализм. Русский модернизм попал под запрет. Но не умер...

В период «хрущевской` оттепели» произошла легальная попытка его выйти из подполья. Как известно, кончилось это печально. Хрущев, увидев работы советских авангардистов, пришел в ярость. На них пошли гонения и запреты. В Вологде, разумеется, ничего подобного не происходило. Правда, еще в 60-е годы В. Корбаков, Н. Баскаков, и другие художники стремились в своих поисках как бы выйти за рамки официального соцреализма. В 70-е годы А Пантелеев, возглавивший организацию вологодских художников сам испытывал влияние модернизма. Но вологжане оставались на позициях реализма. Виктор Казарин диссидентом не был. Преследованиям, как его старший соратник, не подвергался. Впрочем, в 80-е годы со времени, когда Генеральным секретарем стал Андропов, преследования прекратились.

Ныне Анатолий Зверев был бы миллионером, так высоко оцениваются его работы за Рубежом, да и в нашей стране.

Перестройка полностью изменила жизнь Виктора Казарина. Контакты с иностранцами, продажа картин за, границу уже не считались криминалом. Напротив, это было своего рода привлечением валюты из-за рубежа, ведь платили долларами, марками, франками ит. д.

Но оставим меркантильную `сторону. вернемся к разговору о творчестве. Казарин Пригласил меня приехать в Москву на его выставку в Манеже. И я побывал в Москве на выставке. Мне было чрезвычайно любопытно познакомиться с неизвестным, странным, ярким, буйным, кричащим, необузданным миром его красок.

Рассказать о красках в словах невозможно. Это нужно видеть. Приведу некоторые отзывы. «В живописи Казарина всегда присутствует его необузданность, страсть, и в этом-то как раз сказывается его очень русская черта. Краски его прямо-таки срываются с холста, будь это петух или закат… Его кораблики всегда ‘на гребне волны пытаются противостоять стихии шторма. Его вороны в тревожном т полете — угрожающи. Портрет, натюрморт, да и все остальное тоже — непокой». (М. Луговая).
«В творчестве Казарина поражает энергия космического уровня» (В. Андрианов).

Каковы темы его работ? Они различны: от пейзажей, натюрмортов до полотен обобщающего характере: творчество, бытие космос. На выставке заметны как бы три слоя в его живописи.

Первый — близкий к реализму, здесь преимущественно — пейзажи. Это ранний Казарин. Второй — беспредметная живопись. От восхищения красотой цветов (оyи у Казарина прекрасны) до ужаса перед преступлением (полотyо, словно забрызганное кровью). От почти детского непосредственного взгляда на жизнь (отсюда казаринские замечательные коты, кошки, птицы, рыбы, кораблики, словно повторяющие рисунки детей) до раздумья о космосе, Боге. И вся огромная выставка, более пятисот работ — это сочная, красочная вакханалия.

Но вместе с тем — вот какие-то космические странные пиявки с человеческими глазами, вот нагромождения то ли предметов, то ли тел, то ли машин... Вот гигантские полотна, на которых лишь изломы и переломы линии из мазков... Что это?

Свободное проявление души — так считает Виктор Казарин. Он говорит: — Как художник я складывался долго и сложно. В юности мне показалось, что надо научиться писать так же легко и свободно, как дышать, чтобы живопись сама лилась из тебя. И это оказалось самым трудным — прийти к такому языку, к такой свободе. Мне на это понадобилосьоколо 20 лет, чтобы добиться этого в той мере, в какой владею сейчас.

Значит, полная свобода души. А может, это своеволие ее? Один из зрителей так написал в книге отзывов «Это от дьявола». Но сам Казарин считает, что погружение в стихию души позволяет вырваться из обыденности мира, из реальности, приблизиться к Богу.

— Я написал работ больше, чем Пикассо. — говорит Казарин. — Примерно 30 тысяч полотен. А может и больше...- Безусловно, в Союзе художников все это не признается за серьезное искусство. В свою очередь, Казарин Союз художников тоже не признает. И не только… — Вот вы говорите — Пушкин. А для меня ближе Лермонтов и Хлебников. А что касается реализма живописи – это бесперспективно. Бессмысленно рисовать формы,, тела не раскрывая космос души. Поэтому передвижники, Репин, Серов и прочие – на настоящие художники. Кто настоящий? Феофан Грек, Дионисий, Эль Греко, Врубель, Ван гог, Кандинский, Малевич, Пикассо. Если бы старые мастера жили в наше время, они бы тоже были экспрессионистами, как я. Реализм и соцреализм подлежит слому. Виктор Казарин ведет чудесный спор с реализмом и надеется выиграть. Он считает, что искусство, которое доминирует в Союзе художников будет побеждено!

Владимир Аринин






главная  
 
живопись
 
  графика  
 
  публикации  
 
  выставки  
 
  биография